Печать
Просмотров: 1567

В рамках реализации мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2019 года, который проходил под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства, на базе Консультационного центра и Консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в период с 01 по 15 марта было проведено анкетирование с целью определения уровня потребительской грамотности граждан в вопросах приобретения и использования смарт-устройств, а также в вопросах управления личным бюджетом.

 

Результаты проведенного анкетирования с целью определения уровня потребительской грамотности граждан в вопросах приобретения и использования смарт-устройств

Участие в анкетировании приняли 471 человек, из них 33% опрошенных в возрасте до 20 лет, 20% - от 20 до 30 лет, 14% - от 30 до 40 лет, 21% - от 40 до 55 лет, 12% - старше 55 лет.

Выяснилось, что 89% опрошенных используют в повседневной жизни смарт-устройства, 11% - нет.

            Из числа респондентов, которые пользуются смарт-устройствами 74% владеют и используют в повседневной жизни до 3 устройств, 13% - 3-5 устройств, 2% - более 5 устройств.

            При этом чаще опрошенные граждане приобретают смарт-устройства в розничных сетевых магазинах цифровой и бытовой техники (37%), в Интернет-магазинах цифровой и бытовой техники (20%), в салонах связи (28%), 4% - другим способом, 2% покупают с рук устройства, бывшие в употреблении.

            40% опрошенных долго вдумчиво выбирают и ищут подходящий вариант, 32% - покупают быстро, т.к. четко знают, что хотят, 9% покупают быстро то, что понравится, 8% приобретают смарт-устройства по другому принципу.

            Также выяснилось, что 79% респондентов знают, что в отношении технически сложного товара (в том числе и смарт-устройств) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе потребовать возврата денег либо предъявить требование о его замене в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара, 21% - нет.

            65% респондентов знают, что в отношении товаров длительного пользования (в том числе и смарт-устройств) продавец обязан при предъявлении потребителем соответствующего требования в 3-дневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, 35% - нет.

            60% респондентов знают, что в случае ремонта товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался, 40% - нет.

            68% респондентов знают, что технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (в том числе и смарт-устройства) надлежащего качества не подлежат возврату и обмену, 32% - нет.

            84% респондентов знают, что информация, хранящаяся на смарт-устройствах, является персональными данными, 16% - нет.

Результаты проведенного анкетирования с целью определения уровня финансовой грамотности граждан в вопросах управления личным бюджетом

Участие в анкетировании приняли 480 человек, из них 44% опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет, 13% - от 26 до 35 лет, 15% - от 36 до 45 лет, 20% - от 46 до 60 лет, 8% - старше 60 лет.

Выяснилось, что по мнению 83% опрошенных основным правилом устойчивого семейного бюджета и финансовой стабильности является правило «доходы должны быть больше расходов», 15% считают, что доходы должны быть равны расходам, 2% - расходы должны быть больше доходов.

             51% респондентов считают необходимым регулярно фиксировать свои доходы и расходы, ведя учет семейного бюджета, 34% считают, что это необходимо, но при наступлении определенных обстоятельств (например, если у человека или семьи нерегулярные доходы, нефиксированный размер заработной платы, доход, зависящий от выполнения какой-то работы), в остальных случаях это бессмысленно, 15% считают, что это пустая трата времени и это бессмысленно.

            При этом 38% опрошенных считают эффективным способом учета доходов и расходов, ведения семейного бюджета ведение специальной тетради, 24% - установить приложение на смартфоне, 18% - держать все цифры в голове, 12% - использовать программу электронных таблиц (например, Excel), 8% -  записывать на листочки.

            43% опрошенных считают, что можно минимизировать желательные (не обязательные расходы), 38% - расходы на развлечение и досуг, 9% - расходы на питание, 6% - расходы на обучение, 4% - обязательные расходы.

            43% опрошенных считают, что минимальный размер «подушки безопасности» (личных сбережений) должен быть равным заработной плате за 1 месяц, 35% - равным сумме обязательных расходов за 3 месяца, 16% - равным сумме необязательных расходов за 3 месяца, 6% - равным обязательным и необязательным расходам за 1 месяц.

             42% опрошенных считают, что делать личные сбережения необходимо во всех случаях, 33% - если у сбережений есть конкретная цель – накопить на дорогостоящую покупку, отпуск и т.п., 7% - если заработок непостоянный, 7% - если доходы превышают расходы, 5% - в случае благоприятной экономической ситуации, а 6% считают, что личные сбережения делать не обязательно.

            При этом 22% респондентов считают, что обладают хорошими познаниями в сфере финансовых услуг, 56% считают, что частично осведомлены о финансовой деятельности, 22% считают свои знания в данной сфере недостаточными.

           

Выражаем благодарность всем гражданам, принявшим участие в анкетировании!