Печать
Просмотров: 1821

В Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» часто поступают обращения граждан, касающиеся, по их мнению, неправомерного отказа продавцов в обмене/возврате исправных технически сложных товаров (в т.ч. бытовой техники), в случаях, когда они не подошли или оказались не нужны по каким-либо причинам.

В соответствии со ст. 502 Гражданского кодекса РФ и ст. 25 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого это товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения к продавцу потребитель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму.
Однако потребителям следует иметь в виду, что не все товары надлежащего качества можно обменять или вернуть.
Существует «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55), в который входят 14 групп товаров, в т.ч. технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).
Соответственно, отказ продавцов в обмене/возврате указанных технически сложных товаров надлежащего качества правомерен.
При этом необходимо отметить, что вернуть исправный технически сложный товар в некоторых случаях возможно.
Во-первых, в случае, когда потребителю не была предоставлена исчерпывающая информация о товаре или продавец ввел в заблуждение относительно каких-либо потребительских свойств и т.п., в результате чего потребитель не может использовать товар по назначению.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность его правильного выбора, в т.ч. и об основных потребительских свойствах.
Если потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, связанных с продажей такого товара (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Таким образом, если потребителю во время продажи не была предоставлена надлежащая информация о товаре и он может это доказать, то в случае неудовлетворения продавцом заявленных требований в добровольном порядке, он вправе обратиться в суд (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Во-вторых, в случае приобретения технически сложных товаров дистанционным способом (в Интернет–магазинах, телемагазинах, по каталогам и др. способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товарами или их образцами).
В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612) потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.
В этом случае возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие указанного документа не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Иных ограничений по отказу от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, потребитель при соблюдении вышеуказанных условий вправе отказаться от технически сложного товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом.
Однако следует иметь в виду, что в данном случае продавец должен возвратить потребителю денежную сумму, уплаченную в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.
В случае возникновения необходимости в получении консультации можно обратиться в Консультационный центр для потребителей, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д. 13, по телефону 32-00-02 либо дистанционно посредством программы «Skype» (учетная запись: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Режим работы: с 9.00 до 17.00 каждый рабочий день, в пятницу - с 9.00 до 16.00. Обед с 13.00 до 14.00.